Черниговских Евгения Васильевна МБДОУ ДС №10 "Светлячок"

ООД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе

Тема: «Наш помощник  - светофор» (социально - коммуникативное развитие во второй младшей группе).

Цель: 1) формировать представление о светофоре как о специальном устройстве, помогающем при переходе проезжих дорог; познакомить с сигналами светофора,  их значениями и действиями пешехода на определенный сигнал;

2) формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя;

3) актуализировать знания о специализированных местах перехода проезжей дороги: «зебре» - наземном пешеходном переходе и подземном пешеходном переходе.

Материал к занятию: колобок - игрушка; выстроенный из модулей, макет города с двумя дорогами; дорожный знак «Подземный переход»; макет светофора; макет дорожной «зебры»; демонстрационные круги красного, желтого, зеленого цвета.

Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ

Основная образовательная  цель

формирование представления о светофоре, сигналах светофора и их значении

Новое знание = детское «открытие»

светофор поможет безопасно перейти дорогу, определенному сигналу светофора соотносится определенное действие пешехода: красный означает «стой», желтый «приготовься»,  зеленый «иди»

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

проезжую дорогу нужно переходить в специальном месте, например по «зебре», либо по подземному переходу

Причина затруднения

«не знаем для чего нужен светофор и что нужно делать на красный (желтый, зеленый) свет светофора»

Цель деятельности по преодолению затруднения

узнать, что дорогу можно проходить с помощью светофора, узнать действия пешехода на сигналы светофора.

Ход образовательной ситуации:

 

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Вы любите слушать сказки?

Воспитатель показывает детям игрушку-колобок

- А что это за сказочный герой пришел сегодня к нам?

Воспитатель рассказывает детям, что колобок приехал в город, что бы в магазине «Детский мир» купить себе велосипед. Но никак не может до него добраться, потому что кругом много дорог и по ним мчатся машины, а колобок не знает правил дорожного движения.

-Хотите помочь колобку разобраться, как и где надо переходить дорогу?

-Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) актуализировать знания о специализированных местах перехода проезжей дороги: «зебре» - наземном пешеходном переходе и подземном пешеходном переходе;

2) закрепить начальные знания правил дорожного движения.

Дети подходят к специально выстроенному макету города.

-  Перед нами дорога. Можем мы её перейти в любом месте?

- А что случится, если мы перейдем дорогу где захотим?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Давайте посмотрим,  в каком специальном месте мы сможет перейти эту дорогу и что нам поможет.

Часть детей подходят к выложенной «зебре», часть к знаку «Подземный переход». Воспитатель обращается к группе детей, подошедших к знаку «Подземный переход»

- Почему вы подошли к этому знаку?

 Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Правильно. В этом месте дорога очень опасная и перейти её возможно только под землей по подземному переходу. Об этом говорит нам знак «Подземный переход».

Воспитатель обращается к детям, подошедшим к «зебре»

- Почему вы решили перейти дорогу в этом месте?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Совершенно верно, «зебра» - это специальное место, где можно безопасно перейти дорогу, только сначала обязательно надо убедиться, что машины остановились и пропускают вас. Давайте вместе с колобком перейдем дорогу.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1)   создать мотивационную ситуацию для  выделения специального устройства для безопасного перехода проезжей дороги - светофора;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

 

Воспитатель подводит детей к макету дороги со светофором.

- Чтобы дойти до магазина, нам надо перейти ещё одну дорогу. Попробуйте её перейти.

Возникает затруднение, так как многие дети не знакомы со значением сигналов светофора.

-Вы смогли перейти дорогу? (нет)

- Почему вы не смогли это сделать? (не знаем для чего нужен светофор и что нужно делать на красный (желтый, зеленый) свет светофора)

4.  «Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) формировать представление о светофоре как о специальном устройстве, помогающем при переходе проезжей дороги;

2)  познакомить с сигналами светофора и их значениями.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у взрослого).

- Светофор - следит за порядком на дорогах. Это наш помощник, он поможет нам безопасно перейти дорогу. Начинаем разговор про трехглазый светофор. Он не зря горит над нами, разноцветными огнями. ( Показывает макет светофора – зажигает красный свет.) Красный глаз его горит «Стой!» - он всем нам говорит. ( Воспитатель зажигает желтый свет.) Вот он смотрит желтым глазом - «Приготовиться!  Внимание!». (Воспитатель зажигает зеленый свет.) А зажег зеленый глаз – «Ну, вперед! Иди сейчас!» Какого цвета огоньки зажигает светофор? (красный, желтый, зеленый).

- На какой свет светофора мы можем перейти дорогу? (Зеленый).

5. Включение нового знания в систему знаний.

Часть 1 Игра  «Красный, желтый, зеленый»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закрепить действия на определенные цвета.

Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с колобком. Колобок будет показывать круги разного цвета, а дети на определенный цвет должны выполнять определенное движение: красный круг - присесть на корточки, желтый круг - встать, зеленый круг - двигаться (идти).

Часть 2

Дидактические задачи:

1) закрепить правильность действий на определенный сигнал светофора;

2)  тренировать мыслительные операции, внимательность.

Воспитатель подводит детей к макету дороги  со светофором.

- Давайте, теперь попробуем вместе с колобком перейти дорогу, а в этом нам поможет светофор. (Воспитатель зажигает красный свет)

- Что мы делаем на красный свет светофора? (Стоим)

Воспитатель зажигает желтый свет.

- Что мы делаем на желтый свет светофора? (Стоим. Готовимся к переходу дороги).

Воспитатель зажигает зеленый свет.

- Что мы делаем на зеленый свет светофора? (Идем)

Дети вместе с воспитателем переходят дорогу и подходят к макету магазина «Детский мир».

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Почему мы смогли перейти дорогу? (потому что мы знаем, что нужно делать на красный (желтый, зеленый) свет светофора)

- Кому мы сегодня помогли?

- Чем вы смогли помочь колобку? (мы показали колобку специальные места безопасного перехода дороги)

- Колобок очень благодарен вам. Теперь он знает, как и где можно безопасно перейти дорогу.

Воспитатель хвалит детей. Колобок-игрушка прощается с детьми.

26 мая 2016 в 09:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.